И не друг, и не враг, а босс

Как оставаться человечным, чутким, понимающим и сочувствующим и в тоже время быть критичным, твердым, а иногда и беспощадным по отношению к своему сотруднику, особенно, если он – человек, к которому испытываешь дружеские чувства? На этот вопрос ищут ответ как новоиспеченные менеджеры, так и опытные руководители.

Ведь человеческую природу с присущими ей эмоциями и чувствами невозможно оставить за пределами офиса, и иногда бывает довольно сложно провести четкую границу между личными и производственными отношениями.

В нашей культуре принято нанимать на работу близких людей. Многие отечественные компании просто пронизаны родственно-дружескими отношениями. Хорошо это или плохо, судить сотрудникам и собственникам. Но авторы популярной книги «Быть Боссом. Три императива в становлении великого лидера» («Being the Boss: The 3 Imperatives for Becoming a Great Leader») Линда Хилл (Linda A. Hill), профессор Гарвардской бизнес-школы, и Кент Лайнбэк (Kent Lineback), опытный управленец с тридцатилетним стажем, убеждены в том, что роли друга и руководителя – очень разные по своей природе и совмещать их не стоит.

Дружба – это эмоциональная привязанность

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях («Википедия»). Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.

Взаимоотношения «босс – подчиненный» имеют совершенно иную природу. Их цель – выполнение работы. Если подчиненный не справляется со своими обязанностями, эти отношения должны прекратиться.

Дружба – это равенство

Между боссом и подчиненным внутри организации равенства быть не может. Даже если босс большую часть времени не демонстрирует свою власть, в определенных ситуациях он обязан это делать, причем таким образом, что подчиненным это может быть не по душе.

Дружба – это безусловное принятие

Друзья не оценивают и не стремятся друг друга изменить. Во всяком случае, они не ставят дружбу в зависимость от этих изменений.

Эффективный руководитель должен постоянно оценивать работу своих подчиненных, их способности, заставлять их развиваться и меняться. Такое давление, упорное, но благожелательное по сути, является важной и неизбежной составляющей менеджмента.

Друзья не проверяют друг друга постоянно

У друзей, конечно, есть ожидания по отношению друг к другу, но эти ожидания взаимные, а не односторонние.

Руководитель заинтересован получить результат. Его люди – наиболее важный инструмент достижения этого результата. Именно поэтому он постоянно оказывает на них давление. Он заставляет отчитываться о проделанной работе, оценивать свою эффективности и брать обязательства по поводу достижения будущих результатов.

Дружба или результат?

Если вы дружите с кем-то из подчиненных, хотите вы этого или нет, в силу вступает «человеческая химия». Вы устанавливаете с этим человеком более близкие отношения, чем с другими членами команды. Но рано или поздно может случиться так, что вам придется выбирать: поддерживать отношения или достигать результата. Если вы выберете отношения, вы можете поддаться соблазну принять решение не в пользу общего с вашей командой дела, а в пользу друга, вследствие чего результат может пострадать. Если вы выберете достижение наилучшего результата работы и интересы команды в ущерб интересам друга, что, в конечном счете, и следует сделать, тот может почувствовать себя преданным.

Руководителю приходится критиковать, дисциплинировать, отказывать в повышении и даже увольнять своих подчиненных. Если в их числе окажется тот, кого вы считаете своим другом, ваши действия будут восприняты как личная обида и могут полностью демотивировать близкого вам человека.

Парадокс отношений руководитель-подчиненный

В управлении людьми неэффективно руководствоваться чем-то одним: исключительно контролем или дружбой, властью или любовью. Все эти проявления должны быть частичками, составляющими сложную мозаику иерархических отношений.

Парадокс в том, что руководителю, с одной стороны, необходимо быть искренним, человечным, заботливым и даже близким человеком для своих людей – ведь они его команда. Но, с другой стороны, – постоянно помнить: эти отношения существуют для того, чтобы выполнять работу, они – средство достижения цели. Если люди вместе трудятся, у них неизбежно возникают эмоциональные связи, но в конечном итоге связи должны работать на одну задачу – качественное выполнение работы. Вы и ваши подчиненные можете быть настроены по-дружески по отношению друг к другу – ведь мало кому нравится работать с закрытым, холодным, бездушным и безразличным типом – но быть друзьями в полном смысле этого слова вы не сможете.

Кто-то, возможно, скажет: «Это же манипуляция. Вы заботитесь о людях только для того, чтобы получить выгоду. Это не настоящая, неискренняя забота о них». Такие выводы вполне понятны, ведь существует немало руководителей, имитирующих заботу и внимание только лишь для того, чтобы получить то, что им нужно.

Но есть и такие, кому удается быть глубоко небезразличным ко всем членам своей команды и в то же время, максимально сосредотачиваться на деле, сохраняя необходимую дистанцию и никогда не переступая черту.

Если отношения становятся более важными, чем работа, руководитель создает сам себе ловушку, в которую рискует рано или поздно угодить.

Почему сложно устанавливать и поддерживать правильные отношения с подчиненными

Бессознательно мы притягиваемся к людям, которые нам нравятся, и отталкиваемся от тех, кто нам почему-то не симпатичен. Причиной тому – наши чувства, инстинкты, наш личный эмоциональный опыт. Безусловно, приятнее ежедневно общаться с тем, кто нам ближе по духу, по своему мировоззрению и интересам. Но всегда ли этот сотрудник будет именно тем, кто лучше всех сделает свою работу? И не случится ли так, что отличный исполнитель будет отвергнут только из-за того, что нам не импонируют его личностные особенности?

 

Елена Грузина, humanfactor.com.ua

Оценка: