Два самых важных секрета менеджмента: эффекты Пигмалиона и Галатеи
Несколько новое видение этой легенды предложил миру известный английский драматург Джордж Бернард Шоу, написавший пьесу «Пигмалион». Ее герой, профессор фонетики Генри Хиггинс, на пари берется превратить цветочницу с уличным воспитанием Элизу Дулитл в светскую даму с манерами герцогини. Преуспевает — и влюбляется в нее.
А в 1988 году Дж. Стерлинг Ливингстон опубликовал в Harvard Business Review статью «Эффект Пигмалиона» в сфере управления». Ее до сих пор включают в курс менеджмента в некоторых бизнес-школах.
Речь вот о чем. Ожидания руководителя от подчиненных (эффект Пигмалиона) и их ожидания от самих себя (эффект Галатеи) – ключевые факторы, влияющие на их результативность, способные буквально вдохнуть в сотрудников жизнь. Эффект воздействия ожиданий на результат известны и врачам, и педагогам, и многим другим профессионалам, чья работа связана с людьми. А менеджерами он, как ни странно, часто недооценивается или вовсе выпускается из виду.
Силу ожиданий сложно переоценить. Причем использование этого инструмента не требует финансовых затрат (хотя менеджеру и придется тратить некое количество своего внимания, умственной и эмоциональной энергии). Эффекты Пигмалиона и Галатеи – это фундаментальные принципы, которые вы можете применить на рабочем месте при построении ожиданий результативности и потенциального её улучшения.
В общих чертах, эффект Пигмалиона можно описать таким образом:
- Каждый руководитель имеет определённые ожидания от людей, которые ему подчиняются
- Руководители передают эти ожидания, сознательно или несознательно (даже отказ от общения с подчиненным – это передача ожидания)
- Люди принимают, сознательно или несознательно, считывают эти ожидания
- Люди действуют в соответствии с ожиданиями, которые они получили от руководителя
Эффект Пигмалиона позволяет сотрудникам превосходить себя в ответ на посыл менеджера о том, что они могут преуспеть и что от них ожидают успеха. Посыл может принимать самые разные формы: «Я уверен, что мы успеем это сделать даже раньше намеченного срока», «Я верю, что ты это сделаешь в самом лучшем виде» (только не надо путать это с манипуляцией). На первый взгляд банальные фразы, но в реалиях имеют магическое действие, особенно если сопровождаются правильными и искренними невербальными посылами (позой, голосом, жестами и т.д.).
Эффект Пигмалиона также может понизить результативность работы сотрудников, когда «тонкое» сообщение от менеджера говорит им, что от них не ждут великих свершений и вообще в них не верят. Например, одного из подчиненных руководитель хвалит за результаты работы реже, чем других, при их приблизительно равной результативности. Или если шеф реже разговаривает с конкретным сотрудником, чем с остальными. К слову, руководитель может дистанцироваться от подчиненного как раз ради объективности, полагая, что действует во благо: «Хвалить не за что, ругать не хочется, лучше промолчать». Но подчиненный такой сигнал считывает правильно.
«Кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей – не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются. Для профессора Хиггинса я всегда буду цветочницей, потому что он обращается со мной как с цветочницей… Но я знаю, что с вами я могу быть леди, потому что вы обращаетесь и всегда будете обращаться со мной как с леди», — говорит Шоу устами своей героини Элизы.
«Если руководитель недостаточно умел или мудр, он оставляет шрамы на карьерах молодых людей, глубоко задевает их самооценку и искажает их восприятие себя как личностей. Но если он искусен и ожидает многого от своих подчинённых, то их самооценка будет расти, способности – развиваться, а результативность будет находиться на высоком уровне. Чаще, чем он может себе представить, менеджер – это Пигмалион», — отвечает ему Ливингстон.
Поэтому задача хорошего менеджера – помочь подчиненным поверить в себя (породить эффект Галатеи), сделать так, чтобы вера в себя появилась из-за веры другого в меня. Вы могли слышать термин «самоисполняющееся пророчество». По большому счету, оно и лежит в основе описываемых эффектов: мнение индивида о своих способностях и ожидания от своей результативности сильно влияют на реальную производительность…
Конечно, эта концепция не так проста и однозначна. Многие другие факторы также влияют на уровень результативности сотрудников: корпоративная культура компании, жизненный опыт работников, их образование, поддержка семьи, и взаимоотношения с коллегами. Однако позитивное руководство – один из ключевых факторов, который позволяет удержать хороших работников в компании.
Итак, как же стать Пигмалионом от бизнеса?
Вот несколько способов, с помощью которых вы можете вселить в ваших сотрудников мощные, положительные ожидания от себя:
- Создайте возможности для сотрудника приобрести опыт. Ставьте ему задачи постепенно растущей сложности. Убедитесь, что он справился с заданиями на каждом уровне, прежде чем двигаться дальше
- Позвольте сотруднику участвовать в потенциально успешных проектах, которые будут привносить долгосрочные улучшения в его работу и работу команды
- Определяйте вместе с сотрудником зону его ближайшего профессионального развития, предоставьте возможности, которые бы позволили работнику приобрести желаемые им знания
- Назначьте успешного, опытного старшего сотрудника на роль наставника для новичка
- Поддерживайте частую (тут тоже нужна мера) позитивную вербальную коммуникацию с сотрудником; дайте ему понять, что ваша компания верит в его способность выполнить работу. Постарайтесь сделать обратную связь положительной, и, если возможно, развивающей. Покажите вашу веру в успех и дальнейшее развитие сотрудника.
Елена Николенко, humanfactor.com.ua
Интересные статьи:
Трудности и препятствия
Будущее
Смысл жизни
Предназначение
Бог
Озарение
Продолжительность жизни
Субъективная и объективная картина мира
Новые материалы в категории:
- Принципы отношений с партнерами
- Ошибки в бизнесе
- И не друг, и не враг, а босс
- Две головы – некрасиво?
- Как победить Колрэми