Почему они дерутся?

 

Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект "Будь лучше сегодня" дарит 7 дней бесплатного обучения - подробности здесь: /vk.cc/6igoBI

Проблема старших и младших может быть рассмотрена в разных аспектах. Мне хотелось бы осветить аспект взаимодействия детей в семье. Во многих семьях как минимум двое детей: один старший, другой младший. Существуют типичные проблемы, возникающие между детьми в таких семьях.

«То друг без друга жить не могут, играют замечательно; а то ссорятся, дерутся, ненавидят друг друга так, что убить готовы» — это типичные жалобы родителей.

Почему такое происходит? Я вас уверяю, отнюдь не потому, что у вас злые, агрессивные, недобрые дети. Их поведение логично, оправданно и в каком-то смысле спровоцировано вами.

«Как это спровоцировано?! Мы стараемся их воспитывать в уважении друг к другу. Призываем уступать друг другу, чтобы всем делились, ведь они — братья (сестры). Говорим старшему, что второй — маленький, надо отдать ему игрушки или пойти поиграть с ним, если просит».

Вышеописанные действия родителей, направленные якобы на формирование дружбы и любви между старшим и младшим, на самом деле обижают детей, являются провокацией агрессии в отношении друг друга и родителей.

Есть два очень важных демократических принципа, которые нарушаются при таком стиле воспитания. На рушение этих принципов и провоцирует конфликт.

Первый демократический принцип:

РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЮБЫЕ ЧУВСТВА.

Он не обязан любить своего брата (сестру), он имеет право его ненавидеть, игнорировать, не хотеть с ним играть и т.п.

Если ребенок испытывает постоянное давление родителей, требующих любить брата (сестру), он в лучшем случае будут делать вид, что любит, т.е. соответствовать ожиданиям родителей, истинного позитивного отношения при таком давлении появиться не может. Часто такие дети норовят исподтишка отомстить своему младшему или старшему, спровоцировать его на плохое поведение.

В случае, когда родители с пониманием относятся к чувствам одного к другому, сочувствуют их обидам, не бросают походя «сам виноват», преграда между естественной тягой детей друг к другу исчезает и постепенно формируется дружба.

Второй демократический принцип:

РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

У детей не должно быть общих игрушек и одежды. У каждого должны быть личные игрушки и личная одежда. Конечно, когда старший из курточки вырос, курточка передается младшему, т.е. становится собственностью младшего. То же самое может происходить и с игрушками.

Каждый имеет полное право поступать со своими игрушками по своему усмотрению. Это право неотъемлемо, и осуждать за его реализацию нельзя. Что это значит? Попросила младшая у старшей куклу. Старшая не дает. Имеет полное право! И не надо ее осуждать и навешивать ярлык жадины. И не надо напоминать, что в настоящий момент кукла ей совершенно ненужна. Правильно будет поддержать старшую, прокомментировав младшей: «Это кукла старшей. Если она захочет, даст тебе поиграть, не захочет — не даст, это ее право» (Внимание! Без осуждающих интонаций в голосе!) Аналогичная поддержка должна быть оказана младшей в симметричной ситуации. Вот тогда, я вас уверяю, дети с готовностью будут делиться игрушками.

Но ведь есть дорогие игрушки, которые не купишь каждому, да и ни к чему их в двух экземплярах иметь?! Безусловно. Такие игрушки должны принадлежать кому-то из родителей. Кто первый попросил поиграть, тому и дали. Поиграл, вернул маме или папе обратно.

Если в настоящий момент детские игрушки не разделены, проведите разделение. Не забудьте про игрушки, которые будут принадлежать вам.


Очень трудно перестроить свое родительское поведение. На самом деле, очень трудно. Для этого нужно серьезно менять себя.

Очень сложно поверить, что вышеизложенные принципы действуют в нужном направлении.

Попробуйте!

 

Елена Мастакова, rusbatya.ru

 

Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект "Будь лучше сегодня" дарит 7 дней бесплатного обучения - подробности здесь: /vk.cc/6igoBI

Оценка:
4,0