Альтернативные издержки бизнеса

 

Чем длинней тупик, тем он больше похож на дорогу.

Михаил Туровский

 

Даже если у вас маленькая компания, да или вообще нет компании (вы так сказать вольный художник) годовой отчет очень полезная штука для гимнастики мозгов:

  • всегда можно окинуть обширным взглядом все, что сумели натворить;
  • подумать, что еще могли бы сделать, но не сделали;
  • прикинуть: чего можно добиться в этом году, опираясь на результаты прошедшего и т.д.

Я всегда любил читать отчеты, и ненавидел их писать. Как-то в школе консультантов мне сказали, что самое ужасное и одновременно самое необходимое в работе консультанта — это написание отчетов. Но сказали мне это слишком поздно, к тому моменту я их уже сильно ненавидел писать, а хорошо составлять не научился.

Так вот, финансы — это самая таинственная часть бизнеса и менеджмента в частности. Еще на заре мой молодости, когда я промышлял ценными бумагами, меня всегда восхищала та легкость, с которой финансовые директора акционерных обществ, переставляли цифры, и добивались нужных им показателей for an annual report:

  • не хватает прибыльности — посчитайте по отгруженной продукции;
  • не хватает выручки — посчитайте по произведенной продукции;
  • не хватает ликвидности — посчитайте по оплаченной продукции и т.д. и т.п.;

По факту, имея одни и те же начальные показатели, на выходе можно продемонстрировать от unbelievable процветающей компании, до can’t be alive организации (ну понятно, что для не искушенного в финансах человека).

И как бы это не звучало грустно, мы сами (я имею в виду руководителей) очень часто сами мухлюем со своими цифровыми данными. Особо актуально (речь об обмане самого себя) это для небольших компаний, хотя нередко встречается и у компаний покрупнее.

Я и не ставил сегодня своей целью осветить такие альтернативные издержки как:

  • упущенная выгода;
  • не развиваемые направления;
  • потерянные клиенты и т.д.

Нет, оставим это темой для мега поста.   А сегодня, я поведаю о более банальных вещах, но очень свойственных всем нам на ранних этапах развития бизнеса (да и поздних, у некоторых тоже).

Первое, что особо часто наблюдается — это ЗП руководителя.

Предположим, начали вы какой-либо проект на пару со своим другом или знакомым. Наняли себе в подмогу еще пару другую наемных сотрудников. И им платите нормальную ЗП, а себе с компаньоном по 15 тыс.руб. в месяц, или вообще пока не платите. Но не так страшно, что не платите, страшно, что не учитываете. Я знавал пару компаний, в которых, после 5 лет работы организации, в одной директор платил себе 30 тыс.руб., а во второй вообще не платил, так как у него были сбережения. Что в этом страшного спросите вы? Да все!

В первой компании ежемесячная прибыль была около 50 тыс.руб. в месяц (600 тыс.руб. по году). А во второй — 120 тыс.руб. в месяц. А сами директора тянули поистине дьявольский функционал. И как-то раз, просто за рюмкой чая, мы разговорились об эффективности своих бизнесов, и я «с пеной у рта» стал им доказывать, что бизнесы их убыточные. Убедить их не получилось, но сошлись на том, что они попытаются найти наемных директоров на свой функционал для своих компаний на рынке. Первый нашел самого дешевого за 100 тыс.руб. в месяц, второй не смог найти даже на 150 тыс.руб.

Когда же мы собрались во второй раз, я победно заявил, что они оба воруют у себя деньги. Т.к., если первый просто устроится на работу, то будет получать не меньше 100 тыс.руб. в месяц, а сейчас получает 80 тыс.руб. (30 тыс.руб. ЗП + 50 тыс.руб. прибыли). Более того, если он просто наймет себе директора, то окажется, что его бизнес с 5-ти летним стажем вообще не приносит прибыли, а несет убытки в размере 20 тыс.руб. в месяц (100 тыс.руб. — 30 тыс. ЗП — 50 тыс.руб. прибыли)! А такой бизнес пора уже закрывать. Со вторым знакомым, если захотите сами посчитаете.

Вторая очень распространенная залипуха — это стоимость собственных вложений.

Очень часто увлекающиеся натуры вложат свои сбережения в свой «чудо-бизнес», и получают с него 3% годовых. И мы хорошо считаем стоимость кредитных денег, но не считаем стоимость своих. А ведь если бы их просто разместить под проценты в банк, то доходность была бы выше (ну, скажем так 5% годовых). Так к чему вам тогда весь этот геморрой с жалкой доходностью? По факту при таком раскладе вы не только воруете у себя деньги (2% в год на вложенный капитал), но и воруете свое время, которое могли бы потратить на более производительный труд.

И, наконец, третий очень часто встречающийся источник скрытых издержек (особенно у среднего бизнеса) — это наличие собственного помещения.

Дело в том, что мы сами себе аренду не начисляем. И ведь верно, мы же уже купили это помещение… Так-то оно так, но есть нюанс. У меня есть знакомый, который имеет собственное помещение. И однажды на заседании бизнес-клуба у нас разгорелась жаркая дискуссия по поводу учета стоимости аренды собственного помещения. Дело в том, что бизнес был прибыльный у моего знакомого, только при условии, что помещение у него бесплатное. А если бы аренда составила хотя бы 10 руб./м2, то бизнес автоматически становился бы убыточным. Тогда он и есть убыточный априори. Закройте его нафиг, и сдайте помещение в аренду, больше заработаете.

Кстати, один из членов клуба, после участия в этой дискуссии, переехал из собственного здания в бизнес-центр за 800 руб./м2 в месяц, а свое здание сдал под магазин из расчета 2800 руб./м2.

Так что уважаемые товарищи собственники, будьте внимательны при составлении своих годовых отчетов. Так как без оценочное отношение к собственным активам, в долгосрочной перспективе приводит к латентной убыточности вашего бизнеса.

 

 

Альберт Волосский, commersclub.ru

Оценка:
5,0