Страшно модные игрушки
Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект "Будь лучше сегодня" дарит 7 дней бесплатного обучения - подробности здесь: /vk.cc/6igoBI |
Мистическое и таинственное не впервые оказывается на пике моды. «Приятное ощущение ужаса» и «щекотку нервов», вызванные особым жанром литературы читающая публика полюбила еще в середине 18 века. Так называемый «готический» или «черный» роман в период с 1765 по 1850 год был наиболее популярной печатной продукцией, как в Англии, так и во всей образованной Европе.
В эпоху Декаданса, на рубеже 19-20 веков, мода на все необъяснимое, иррациональное и темное, вышла далеко за границы литературы. Дамы старались выглядеть бледными и болезненными, процветали эзотерические кружки, общение с духами и лиги самоубийц. Пожалуй, в последующие годы, мода эта не исчезала, а развивалась.
Утратив повсеместный характер, она заняла особую нишу в массовой культуре. Фильмы ужасов, отдельные музыкальные направления и литературные жанры с успехом эксплуатировали все ту же тематику, приемы и эстетику.
Вместе с тем, в новом веке развлекательной культуры особенно популярны стали новые формы того же удовольствия - пародии на ужасы. Страшно и смешно – два эмоциональных пика оказались совмещенными в новом жанре, а шокирующий провокационный юмор кажется все более и более востребованным….
Триумфальное возвращение «готики» на рубеже 20 и 21 веков сопровождается «здоровой самоиронией». Мировая киноиндустрия сегодня, производит все больше сериалов про вампиров и оборотней, ежегодно выпускает грандиозные мистические блокбастеры, не забывая и о пародиях на то и на другое. Символика смерти и насилия - всевозможные черепа, цепи и шипы стали неизменным модным трендом в одежде самых разных стилей и возрастов, в том числе в качестве «забавных» элементов детской одежды и дорогих нарядов на выход.
И наконец, готическая эстетика в ее пародийном виде, но тем не менее с ее любовью к смерти и всему сверхъестественному, пришла в детскую субкультуру. Вампиры, зомби, монстры-мертвецы из персонажей фильмов для взрослых, а затем молодежи, превратились в героев детской. Только названия популярных детских фильмов последних лет говорят о многом: Кошмар перед рождеством, Труп Невесты, Монстры против пришельцев, Паранорман, Гарри Поттер и дары смерти, Франкин Винни. В ногу с киноиндустрией идут производители игрушек.
Игрушки представляют собой линейку всевозможных сверхъестественных существ – от вампиров до оборотней, одетых по последней моде и с многочисленными аксессуарами. Кукол друг от друга отличает цвет кожи и выразительные детали внешности, дополненные одеждой, отражающей их «специализацию». Так, например, у кукол-вампиров бледно-розовая кожа и длинные клыки, а в набор аксессуаров входят расческа в форме черепа и летучая мышь. Среди питомцев кукол можно также встретить змею, жука-скарабея, небольшого чертика и розовую пиранью в аквариуме. Для любимых кукол можно также приобрести мебель – кроватки в виде гробов или анатомического стола, или даже целый готический замок – школу.
Что же стоит за этим новым явлением в мире кукол? Пожалуй, главное, что их отличает - это одновременные эксплуатация, высмеивание и «гламуризация» страшного. С одной стороны, приводящие в ужас персонажи, используются как приманка, они завораживают сильным (пусть и негативным) эмоциональным содержанием. С другой стороны, взяв за основу своих творений эстетику безобразного и пугающего, дизайнеры кукол сыграли с ней в игру: разобрали образы на части и добавили новые элементы – модные наряды и макияж, современные интересы и занятия.… Благодаря этому пугающие и отталкивающие создания превращаются в по-своему милых и привлекательных героев, пародии на самих себя.
Страшные персонажи, пародируя самих себя, перестают быть страшными, или наоборот... Так, сегодня Вампир, Вурдалак или Зомби легко могут превратиться в милых кокеток и лучших друзей, а Красная Шапочка – наоборот, оказаться злым оборотнем
Несомненно, взрослого такой фокус забавляет, но что дает он ребенку? Дети чаще всего не считывают подобный юмор, поскольку он построен на сложной игре со стереотипами и культурными кодами. Тем не менее, они очень рано оказываются в мире, насыщенном противоречивой информацией и образами, где все «забавно», не имеет особого значения, легко подменяется одно другим и вообще – «просто прикол».
Главным содержанием при этом оказывается смена трюков, картинок, спецэффекты, и совсем мало места остается отношениям, переживаниям, их серьезному и глубокому осмыслению. Детская игра или восприятие художественного произведения все больше превращаются в потребление, требующего все более необычного внешне, изощренного и шокирующего.
Парадокс заключается в том, что материалом для развлечения становится то, что служило в человеческой культуре серьезному осмыслению. Персонажи сказок, легенд и их сюжеты это мощные архитипические (то есть универсальные для всех людей) образы, символизирующие чувства, опыт отношений и разрешения глубинных экзистенциальных вопросов о добре и зле, смерти и жизни. При их деконструкции, лишении их целостности, а значит, серьезности и в определенном смысле «сакральности», разрушается их свойство отражать внутреннюю психическую реальность. Из магического инструмента саморазвития человека (и особенно - ребенка), они превращаются в веселый калейдоскоп - яркие, но бессмысленные осколки. В случае с негативными образами, образами зла, символизирующими человеческие страхи, это кажется особенно опасным. Ведь страх невозможно разрушить, его можно лишь пережить и после того, возвысившись над ним – посмеяться.
Идея что зло изначально несерьезно, что это лишь шутка или способ развлечения, заложенная таких в игрушках приводит, на самом деле к бессилию. Когда страх и все то, к чему он онтологически относится, отрицается (его как бы не существует), уходят и способы обращения с ним – возможность распознать, пережить, и, наконец, преодолеть.
Александра Романова, psytoys.ru
Для тех, кто хочет начать системно работать над собой, проект "Будь лучше сегодня" дарит 7 дней бесплатного обучения - подробности здесь: /vk.cc/6igoBI |